Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
53, С. 355-359 опубликовано: 28 июля 2023г.


ОРШАНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь).

XVII - нач. XX в.

Основан 19 сент. 1623 г. в мест. Кутейно на левом берегу р. Днепр, в месте слияния с ним р. Кутеинки. Главными фундаторами обители стали мстиславский подкоморий пан Богдан Вильгельмович Стеткевич-Заверский (позднее - один из вкладчиков Могилёвского Богоявленского правосл. братства) и его жена, кнж. Елена Богдановна Соломерецкая, наследница и дочь видного православного землевладельца в Белорусском Подвинье - кн. Богдана Богдановича Соломерецкого. На свои средства семья Стеткевичей-Заверских купила на окраине Орши с. Кутейно (АЗР. Т. 4. № 230. С. 521). Согласно инвентарю 1594 г., имения Смольняны, ранее принадлежавшего ковельскому кн. Андрею Сангушко, в с. Кутейно было 7 домов, в которых проживали 8 крестьян (АВАК. Т. 14. № 58. С. 469). 29 сент. 1629 г. пани Анна Богдановна Стеткевич-Огинская, мать Стеткевича-Заверского, а также его брат, пан Иван Вильгельмович, передали О. К. Б. м. слободу Бельковщину, к-рая размещалась между реками Днепр и Кутеинка, поэтому в некоторых документах мон-рь иногда называют Бельковским.

Во время основания обители чудесным образом была явлена икона Божией Матери, получившая название «Оршанская» (пам. 20 июля и 5 сент.). Она стала главной святыней О. К. Б. м.

Строительством обители руководил иером. Иоиль (Труцевич), активный деятель Могилёвского братства. В 1629 г. в освящении престола монастырского Богоявленского собора принимал участие митр. Киевский свт. Петр (Могила). Став игуменом, Иоиль (Труцевич) помогал строить новые правосл. обители на землях, принадлежавших семье фундаторов О. К. Б. м. и их ближайших родственников. Благодаря им были основаны в 1631 г. оршанский Кутеинский в честь Успения Пресв. Богородицы, в 1633 г.- Буйничский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, в 1641 г.- Тупичевский Свято-Духовский под Мстиславлем и Борколабовский в честь Вознесения Господня мон-ри. При этом по решению фундаторов настоятель Оршанской обители осуществлял духовное и экономическое руководство этими мон-рями (Чистович. 1884. С. 221), поэтому все они нередко к названию добавляли «Кутеинский».

Наряду с устроением новых обителей, игум. Иоиль, фундаторы, братчики и вкладчики О. К. Б. м. стремились удовлетворить возросшие потребности православных в образовании. В Оршанском и в Тупичевском мон-рях были созданы братские школы. Кутеинские монахи помогали братской школе оршанского Богородице-Рождественского муж. мон-ря и его братчикам.

О. К. Б. м. и Богоявленское братство противостояли возникшим в Орше в 1611 г. иезуитскому коллегиуму, в 1636 г.- мон-рю бернардинцев, в 1640 г.- женскому мон-рю бенедиктинок, а также греко-католикам, конфликт с к-рыми в Оршанском повете из-за приходов и их имущества достиг своего апогея в 1645 г. (Козлов-Струтинский. 2012. С. 46).

Во 2-й четв. XVII в. мон-рь как один из центров организации правосл. братства на территории Литовского великого княжества пользовался поддержкой не только членов Могилёвского братства, но и высшего киевского духовенства, став «своего рода этноконфессиональным интегратором значительной части «русского» (православного) населения городов Белоруссии, Литвы, Украины» (Белорусы. М., 1998. С. 83). Так, в обители проходил послушание прмч. Афанасий Филиппович. В 1639 г. монахи просили митр. Петра (Могилу) о том, чтобы после ухода на покой архимандрита могилёвского Братского мон-ря Варлаама (Половки) их «казнодеем» стал кутеинский мон. Павел (Пароховский) (Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 533-534, 536-537). В кон. июня 1635 г. обитель по пути из Минска в Могилёв вновь посетил Киевский митр. Петр. 29 июня он совершил торжественное освящение монастырского Богоявленского собора, на котором присутствовала и семья Стеткевичей-Заверских. Они поддерживали избрание на Могилёвскую, Мстиславскую и Оршанскую кафедру еп. Сильвестра (Косова). Помимо духовенства Киевской митрополии, внимание обители уделяли светские лица из Ср. Поднепровья. Так, в духовном завещании от 16 янв. 1653 г. овруцкий землевладелец пан Адам Маркевич («z Woronice, obywatel woiewodstwa Kiiowskiego») завещал обители 500 польск. злотых (АВАК. Т. 12. № 125. С. 560).

Большое влияние на судьбу мон-ря оказала русско-польск. война 1654-1667 гг. В 1654 г. игум. Иоиль (Труцевич) «с иными многими старцами» обратился с грамотой к царю Алексею Михайловичу, в к-рой отмечал, что «они все ради и хотят быть под твоею государевою высокою рукою» (АЮЗР. Т. 14. Стб. 227-229; Чистович. 1884. С. 256). В нач. 1655 г. из-за военной опасности (возможной расправы над братией), способствовавшей мирному переходу населения г. Могилёва под власть рус. царя, было принято решение о переезде монахов в Россию. По указу патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова), получившего на это разрешение у царя Алексея Михайловича, часть кутеинских монахов во главе с игум. Иоилем стала переселяться в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь. Во время переезда в эту обитель игумен скончался в Герасимовом Болдинском во имя Святой Троицы мужском монастыре. По завещанию он был похоронен в Валдайском монастыре, «за горним местом в восточной части паперти» Иверского собора. В февр. 1655 г. кутеинскими монахами был избран новый настоятель игум. (впосл.) Дионисий II (Ɨ 1658). В период с 14 по 19 авг. 1655 г. на пути из Москвы в Вел. Новгород в Валдайском мон-ре останавливались патриархи Антиохийский и Сербский. На праздник Успения Пресв. Богородицы они совершили торжественную литургию, на к-рой присутствовали 70 монахов из Кутеинского мон-ря.

Осенью 1655 г. в Оршу прибыл наместник Иверского мон-ря Филофей (Ɨ 1669). Он привез кутеинским монахам патриаршую грамоту (20 окт. 1655), в к-рой отмечалось, что в Валдайский мон-рь приглашается оставшаяся часть братии с «печатью книжной со всяким нарядом» и мастерами. В итоге одни монахи перешли в др. белорус. обители, а остальные отправились в Иверский мон-рь. «Некоторые из переселившихся сюда кутеинских монахов,- писал митр. Макарий (Булгаков),- были люди образованные: одни из них занимались впоследствии по поручению церковных властей переводами на русский язык литовско-польских хроник и других сочинений, другие - переплетным мастерством, третьи - резьбою на дереве, и под их влиянием при Иверском монастыре возникло и процвело изразцовое дело» (Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 7. С. 131).

В дек. 1655 г. патриарх Никон направил валдайского наместника Филофея и его брата Сергия в Вязьму, Дорогобуж, Смоленск и другие города «для ради всякого церковного исправления монастырей» (Козлов-Струтинский. 2012. С. 45). Царь Алексей Михайлович, посетивший обитель в 1656 г. и восхитившийся искусством кутеинских мастеров, пригласил в Москву резчиков по дереву Арсения и Герасима, гравера Паисия. Вместе с др. мастерами они работали в Оружейной палате Московского Кремля? украшали царский дворец в Коломенском и церкви в с. Измайлове. Продолжали свою работу в Москве и кутеинские печатники, в т. ч. мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.

Согласно Андрусовскому перемирию 1667 г., подтвержденному Вечным миром 1686 г., Оршанский повет остался в составе Речи Посполитой. По указу кор. Яна II Казимира Вазы мон-рь, как и мн. др. правосл. братские обители, лишался прав автономии. В решении церковных дел, несмотря на статус ставропигии, он был переподчинен епископу Могилёвскому, Мстиславскому и Оршанскому. К этому времени число монастырской братии сильно уменьшилось.

В сер. 50-х гг. XVII в. большая часть монахов переместилась в Иверский мон-рь, а затем небольшие группы иноков переехали в обители Смоленской епархии. Важное место кутеинские иноки заняли в Бизюковом в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре/ При этом они поддерживали отношения со своими землячками и родственницами, к-рые подвизались в Новодевичьем московском в честь Смоленской иконы Божией Матери женском монастыре/ В Бизюковой обители в 1700-1703 гг. скрывался от розыска мон. Иоасаф (Подвинский), сторонник царевны Софии Алексеевны. Сюда же, к кутеинцам, бежал от розыска Сильвестр (Медведев) (Чистякова. 2000. С. 11-14).

Третья группа кутеинских иноков решила не переселяться в Россию, а перешла в другие правосл. обители Вост. Белоруссии. При этом лишь небольшое число монахов осталось в О. К. Б. м. В июле 1686 г. его настоятель, Сильвестр (Волчацкий), упоминается в актах как наместник и администратор Белорусской епархии (Чистович. 1884. С. 258). В кон. XVII в. обитель в течение нек-рого времени была униатской, что нарушало условия ее первых фундаторов. При этом братия сохранила владения и имущество мон-ря и продолжала поддерживать традиц. связи с местной шляхтой.

К 1718 г., при игум. Мелетии (Чайковском), в мон-ре проживали всего 18 иноков (Там же. С. 222). Надзор за ними Киевские митрополиты Тимофей (Щербацкий) и Арсений (Могилянский) перепоручили ведомству Белорусского епископа. В 1759 г. обитель была передана в подчинение еп. Могилёвскому свт. Георгию (Конисскому), в 1762 г. переведена в 3-й класс, в 1772 г., после 1-го раздела Речи Посполитой, окончательно вошла в состав Могилёвской епархии. В авг. 1805 г., при настоятеле Феофане (Романовском), мон-рю был дарован статус архимандрии.

Во время Отечественной войны 1812 г., при архим. Иустине (Сементовском), мон-рь сильно пострадал. Его наиболее ценное имущество, включая часть серебряной утвари и окладов икон, было расхищено воинами отступающей франц. армии. Нек-рые предметы и реликвии были обнаружены освободившими Оршу казаками атамана М. И. Платова и возвращены в обитель. В 1815-1821 гг. мон-рь возглавлял архим. Венедикт (Григорович; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский), в 1821-1823 гг.- архим. св. Мелетий (Леонтович; впосл. архиепископ Харьковский и Ахтырский), в 1823-1824 гг.- архим. Аркадий (Фёдоров; впосл. архиепископ Олонецкий и Петрозаводский). В 1842 г., при архим. Фавстиане, обитель стала заштатной, приписной к оршанскому Покровскому мон-рю. В нее переселились настоятель и братия, а здание самого Покровского мон-ря было передано ДУ. В 60-х гг. XIX в. архим. Агапит (Сахаров) на свои средства открыл школу, позже - одноклассное ДУ. В 1883 г. воссоздана школа иконописи.

Архитектурный комплекс

Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в.
Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в.

Богоявленский собор. 1623–1635 гг. Фотография. 80-е гг. XIX в.
Архитектурный комплекс О. К. Б. м. состоял из Богоявленского собора, Свято-Духовской ц., колокольни, госпиталя, жилых и хозяйственных построек. С 3 сторон территория обители была огорожена кирпичной стеной (высота - 2,5 м). Планировка мон-ря была регулярной, а его двор имел прямоугольную форму.

Пятиглавый деревянный на каменном фундаменте Богоявленский собор (1623-1635), возведенный в стиле виленского барокко, стоял на высоком месте и являлся доминантой архитектурного комплекса. Общая площадь храма достигала 1200 кв. м. Аналогичным образом был построен Свято-Духовский собор во мстиславском Тупичевском мон-ре, но его архитектура имела свои особенности. Богоявленский собор окружала невысокая крытая галерея, имевшая 3 входа (Габрусь и др. 2003. С. 81-82, 84). Собор состоял из 4 срубов, 3 из к-рых были 5-гранными и один, западный, прямоугольным. Срубы располагались крестообразно, имели шатровую кровлю на 4 ската с главками в виде маковиц, к-рые венчались золочеными крестами. Центральный 8-гранный фонарь располагался на деревянных сводах и имел 8 окон, сверху - пояс и завершался массивной главкой. «Хоры есть и устроены в предкрестной части храма, кругом они на 2 сажени от помоста… Иконостасы из дерева, резьба на золотом поле и изображают виноградные гроздья. Он - пятиярусный... Иконы в иконостасе старого письма византийского характера» (ИИМК РАН. Ф. Р - III. Д. 324. Л. 2-10). В 1639 г. стены собора были расписаны местным монахом с использованием клеевых красок. Художник изобразил библейские сюжеты, в которые были введены реалии местной жизни: «…все стены внутри собора были расписаны не по штукатурке, а непосредственно по чесанной поверхности стен и включали 38 многофигурных композиций на евангельские и библейские сюжеты (с включением местных реалий - крепостных укреплений города, стен, башен, земляных валов, домов зажиточных крестьян)» (Русецкий А. В., Русецкий Ю. А. 2008. С. 108). В одном из этих сюжетов была запечатлена встреча горожанами и духовенством г. Орши вернувшихся из похода войск Речи Посполитой (Габрусь и др. 2003. С. 83). Деревянный собор в 1885 г. сгорел и не восстанавливался.

Церковь во имя Св. Троицы. 1624–1626, 1869 гг. Фото: П. С. Павлинов
Церковь во имя Св. Троицы. 1624–1626, 1869 гг. Фото: П. С. Павлинов

Церковь во имя Св. Троицы. 1624–1626, 1869 гг. Фото: П. С. Павлинов

В 1910-1912 гг. под фундаментами собора насельниками были обнаружены помещения пещерной подземной ц. в честь воскресения прав. Лазаря, в к-рые вели узкие ступени. Позднее монахи вспоминали: «Спустившись вниз, попадаешь в крестообразную по форме с низким каменным склепом пещеру. Пещера имеет площадь 11 квадратных метров. Алтарная стена пещеры каменная с тремя проходами, алтарь имеет площадь в 2,5 квадратных метра. На месте престола был низкий деревянный крест, обложенный камнями. Влево от пещеры начинается не исследованный еще никем подземный ход» (Цехановiч Е. Пячорная царква; падземны ход у Варшанскiм Кутэiнскiм манастыры // Наш край. Мн., 1926. № 2/3(5/6). С. 55). Археологические работы подтверждают наличие в обители подземных помещений. «Высота подвальных помещений составляла 2,8 метра, пол подвалов был выложен шестигранными и квадратными плитками… Потолки подвалов были сводчатыми, переходы из одного помещения в другое осуществлялись через арочные проемы» (Левко. 2004. С. 167).

Сохранилась теплая каменная ц. Сошествия Св. Духа на апостолов (1624-1626), возведенная в стиле белорусского барокко. О продуманности строительства с учетом дальнейшей эксплуатации здания свидетельствуют найденные археологами в 1987 г. остатки горна, к-рый предназначался для обжига кровельного материала. Первоначально Свято-Духовская ц. была 2-этажной, с нижним приделом в честь Рождества Христова, а верхним - во имя ап. Андрея Первозванного (Василий (Жудро). 1912. С. 5-6). Фундуш, данный в 1629 г. игум. Иоилю «законником чернецом монастыря церкви Рождества Христова», указывает на то, что Рождественская ц. к этому времени уже существовала. Храм был построен из кирпича-пальчатки размером 29,5×19,0×5,5 см в смешанной технике кладки. Объемно-пространственная композиция Свято-Духовской ц. была сориентирована по оси «восток-запад». Храм получил глубинно-пространственную композицию: «Его основной объем - прямоугольный в плане. К нему присоединены пятигранная апсида, по высоте равная основному объему, и квадратная в плане башня-колокольня, а с северной стороны - небольшая ризница. Неф и алтарная часть перекрыты цилиндрическими сводами с распалубками, при этом мощная подпорная арка делит пространство нефа на две равные части. Стены обработаны пилястрами, лепным оформлением оконных проемов, плоскими арочными нишами и завершены развитым профилированным карнизом. Семь полуциркульных оконных проемов расположены в два яруса (четыре в южной и три - в северной стене) и обрамлены лиштвами с лепными деталями» (Русецкий А. В., Русецкий Ю. А. 2008. С. 109). К юж. части алтаря была пристроена небольшая ризница.

В 1762 г. Свято-Духовский храм был переосвящен во имя Св. Троицы. В 1864 г. церковь, ее придел и башнеобразную звонницу, жилые и хозяйственные постройки с разных ракурсов по поручению Синода отобразил на своих картинах худож. Д. М. Струков. В 1868 г. 2-этажный каменный храм был перестроен: верхний этаж разобран, а престол нижнего храма в 1869 г. освящен во имя Св. Троицы.

Монастырская колокольня первоначально была деревянной, 2-ярусной, с шатровой кровлей на 4 ската; венчалась небольшой маковичной главкой; в нижнем ярусе имела въездные ворота. По описанию XIX в., колокольня имела «двойные ворота и калитку», при ней находились 2 «ветхие кельи с комнатами» (Слюнькова. 2002. С. 99). Через одни ворота был выход к Днепру, а другие, расположенные под колокольней, считались главными. Построенная на месте деревянной каменная 3-ярусная колокольня (1889) была «покрыта железом, окрашенным зеленою краскою… под колокольней устроен пролет с деревянными воротами; находится она совершенно отдельно от прочих монастырских зданий с северной стороны монастыря. В стене колокольни находится келья для звонаря» (НИАБ. Ф. 2301. Оп. 1. Ед. хр. 509. Л. 2). В XVII в. была сооружена ограда с 4 воротами на кирпичном фундаменте с арочными проемами, соединенными столбами - опорами, имеющими в основании известковую подушку с вкраплениями битого кирпича и мелких камней, зауженную книзу. Сверху на подушке выкладывались крупные валуны, а пространство между ними наполнялось мелкими камнями (Левко. 1996. С. 24). В обители имелись 2-этажные каменный и деревянный братские корпуса, странноприимница, кузница, мастерские, баня и др. хозяйственные службы. Этот комплекс зданий запечатлен на фотографиях нач. XX в.

Типография

Типография в О. К. Б. м. действовала в 1630-1655 гг.; инициатором ее создания был игум. Иоиль (Труцевич). Первоначально возглавлять ее работу был приглашен из Киева земляк настоятеля - известный книгопечатник С. М. Соболь (ок. 1590-1645); его отец был казнен властями Речи Посполитой за участие в могилевских восстаниях. Появление в монастыре Соболя не было случайным событием. Киевское издание Соболя «Апостол» финансировал Б. В. Стеткевич-Заверский, фундатор обители. Он пригласил книгопечатника, к-рый переехал в О. К. Б. м. из Киева вместе со своей типографией. Трудами Соболя в мон-ре были напечатаны «Брашно духовное» (1630), Молитвослов (1631), а также 1-й изданный типографским способом на белорус. землях Речи Посполитой Букварь («Букваръ, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати. В Кутейне изобразися в типографии Спиридона Соболя року 1631»). По поручению еп. Сильвестра (Косова) в кутеинской типографии была напечатана его «Дидаскалия» (1637).

За время работы типографии в ней было напечатано ок. 20 книг, в т. ч. переложенное на белорус. наречие «Сказание о житии преподобных Варлаама и Иоасафа» (1637), «Трифологион» (1647), Псалтирь (ок. 1650), Диоптра (1651, 1654), Новый Завет с Псалтирью (1652), Букварь (1653) и «Лексикон» (1653) издателя, поэта и переводчика П. Берынды (Ɨ 1632). Гравюры книг, напечатанных в кутеинской типографии, выполнены в традициях барокко и старобелорусского народного искусства. Каждая книга имела искусно декорированный титульный лист, ее украшали заставки, иллюстрации на библейские темы, изящное орнаментальное оформление.

В Богоявленском братстве, к-рое насчитывало ок. 200 чел., состояло много талантливых мастеров: художников, резчиков по дереву, чеканщиков и граверов. В мон-ре они не только работали в типографии, но и участвовали в книгописании. На основе артели иконописцев в мон-ре была создана иконописная школа. Кроме того, сложилась своя школа партесного пения. Известен и Кутеинский ирмологий 1651 г. Кодекс сохранился в списке, сделанном для Борколабовского мон-ря (Ясiноўскi Ю. П. Беларускiя iрмалоi - помнiкi музычнага мастацтва XVI-XVIII ст. // Мастацтва Беларусi. 1984. № 11. С. 54). В 1655 г. для дальнейшей работы по ходатайству патриарха Никона типография из Кутейно была переведена в Иверский мон-рь.

XX-XXI вв.

В 1904 г. по указу Синода из киевского Ионинского (Ионовского) во имя Святой Троицы мужского монастыря в О. К. Б. м. был переведен игум. Валентин с несколькими иноками. Новый настоятель 11 нояб. 1904 г. ввел общежительный устав Ионинской обители, построил 2-й корпус келий. При игум. Валентине было заведено образцовое лесное и полевое хозяйство, развивалось огородничество, пчеловодство, садоводство, налажен процесс обучения ремеслам: столярному, малярному, портняжному и сапожному. В монастыре находилась аптека, которой заведовал мон. Израиль, имевший фельдшерское образование. В аптеку обращались больные горожане и крестьяне из соседних селений. В 1912 г. в мон-ре проживали игум. Серафим и ок. 60 насельников. В 1915 г. в монастырской братской трапезной была устроена ц. Богоявления. Последним настоятелем (1916-1918) был игум. Ферапонт (Отрощенко). В 1918 г. мон-рь закрыли, здесь было создано товарищество по совместной обработке земли, пришедшее вскоре в запустение. В 20-х гг. XX в. обитель была упразднена, игум. Ферапонт служил на приходах, подвергался арестам (За веру Христову: Духовенство, монашествующие и миряне РПЦ, репрессированные в Северном крае (1918-1951): Биогр. справ. / Сост.: С. В. Суворова. Архангельск, 2006. С. 576). Во время Великой Отечественной войны на территории обители находился лагерь военнопленных, с кон. 40-х гг. XX в. сохранившиеся здания использовались как жилье для рабочих Оршанского льнокомбината.

В 1990 г. в Орше была зарегистрирована церковная община, к-рой передали сохранившиеся монастырские постройки. В отремонтированном помещении бывшей трапезной освящена крестильная ц. в честь Богоявления. В 1992 г. решением Синода Белорусского Экзархата мон-рь был возрожден. 7 апр. 1993 г. он прошел гос. регистрацию. В сер. 90-х гг. XX в. был отреставрирован Свято-Троицкий храм, его «реконструкция стала еще одним этапом варварского непрофессионального обращения с историческим наследием» (Слюнькова. 2002. С. 99). В 1998 г. в обители в память о деятельности книгопечатника С. М. Соболя была установлена мемориальная доска работы витебского скульптора И. В. Голубева. В том же году мон-рю были переданы полуразрушенный братский корпус (XVII в.), 3 здания, принадлежавшие автошколе Белорусского спортивно-технического об-ва, в 2002 г. братии предоставлены квартиры в жилом доме (нач. ХХ в.), к 2017 г. воссоздана колокольня (1889-1890). На территории обители находится колодец, освященный в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». К 2019 г. при О. К. Б. м. действовали воскресная школа для детей и взрослых, огласительная школа на базе Оршанского ДУ, паломнический отдел. Работали мастерские резьбы по дереву и иконописная. Настоятелем являлся архиеп. Витебский и Оршанский Димитрий (Дроздов), наместником - игум. Сергий (Константинов).

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 38. Д. 91; Оп. 47. Д. 378; Оп. 86. Д. 969; Оп. 164. Д. 1040; Оп. 172. Д. 2581; НИАБ. Ф. 2301. Оп. 1. Д. 509, 1352. Л. 52; Ф. 2309. Оп. 1. Д. 2. Л. 220; Д. 3. Л. 9; ИИМК РАН. Ф. Р-III. Д. 324.
Ист.: АЗР. Т. 4. № 230. С. 520-524; АВАК. Т. 11. № 89. С. 245-248; № 138. С. 432; Т. 12. № 125. С. 560; АЮЗР. Т. 14. Стб. 227-229.
Лит.: Чистович И. А. Очерк истории западнорус. Церкви. СПб., 1884. Ч. 2. С. 132, 344, 355-359; Василий (Жудро), иером. Оршанский Богоявленский Кутеинский мон-рь, или Древняя белорусская лавра. Могилев-на-Днепре, 1912; Абецедарский Л. С. Белоруссия и Россия: Очерки рус.-белорус. связей 2-й пол. XVI-XVII вв. / Ред.: З. Ю. Копысский. Мн., 1978; Кнiга Беларусi, 1517-1917: Зводны кат. Мн., 1986 (по указ.); Слюнькова И. Н. Градостроительное развитие феод. Орши // Архитектурное наследство. М., 1990. Вып. 37. С. 58-66; она же. Архитектура городов В. Поднепровья XVII - сер. XIX в. Мн., 1992; она же. Мон-ри вост. и зап. традиций. М., 2002 (по указ.); Шынкевiч А. М. Аршанская даўнiна. Мн., 1992; он же. Кутеинская лавра: Страницы истории. Орша, 1992; он же. Аршаншчына: Спадчына мiнулага. Орша, 1997; Габрусь Т. В., Чантурыя Ю. [У.] Зруйнаваная Ворша // Спадчына. Мн., 1993. № 5. С. 56-62; Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 460, 466, 506, 532-534, 536-537, 543, 551-552, 572-573; Кн. 7; Левко О. Н. Культовые памятники Орши кон. XVI-XVIII вв. Орша, 1996; она же (Ляўко В. М). Манастырскiя комплексы // Археалогiя Беларусi: У 4 т. / Пад рэд. В. М. Ляўко i iнш. Мн., 2001. Т. 4: Помнiкi XIV-XVIII ст. С. 114-116; она же. Средневековые территориально-адм. центры сев.-вост. Беларуси: Формирование и развитие. Мн., 2004; она же. Мат-лы раскопок ист. центра Орши // Мат-лы па археалогii Беларусi. Мн., 2008. Вып. 15. С. 00-00; она же. Аршанскi Куцеiнскi Богаяўленскi ман-р // Археалогiя Беларусi: Энцыкл.: Ў 2 т. Мн., 2009. Т. 1. С. 59-60; Запартыка Г. Страчаныя скарбы манастырскiх бiблiятэк // Спадчына. 1997. № 5. С. 40-53; Памяць: Орша. Аршанскi раён: Ў 2 кн. / Рэд.: Г. П. Пашкоў. Мн., 1999-2000; Чистякова М. В. Монахини «с Белой Роси» в Новодевичьем мон-ре. М., 2000. (Тр. ГИМ; 116); Русецкi А. У., Русецкi Ю. А. Мастацкая культура Аршанскай зямлi ў кан. X-XIX ст. Мн., 2002; они же (Русецкий А. В., Русецкий Ю. А.). Художественная культура Витебщины: Поозерье, Подвинье, В. Поднепровье: (В контексте вост.-слав. и зап.-европ. культурных процессов). Витебск, 2008. С. 108-110, 120-121; Габрусь Т. В. и др. Страчаная спадчына. Мн., 2003. С. 80-84, 262-270; Нил (Подобед), иером. Богоявленский Кутеинский мон-рь Витебской епархии: Дипл. работа / МДА. Серг. П., 2006; Козлов-Струтинский С. Г. Греко-католич. Церковь в регионе рус.-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская обл.) в кон. XVII - 1-й трети XIX вв.: Попытка обобщения данных // Белорус. сб.: Ст. и мат-лы по истории и культуре Белоруссии / Отв. ред. сост.: Н. В. Николаев. СПб., 2012. Вып. 5. С. 40-99.
В. Б. Атапин, А. В. Кузьмин
Ключевые слова:
Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Монастыри Русской Православной Церкви. Белоруссия (муж.) Оршанский Кутеинский в честь Богоявления мужской монастырь (Витебской и Оршанской епархии Белорусского Экзархата), находится в г. Орше Витебской обл. (Республика Беларусь)
См.также:
ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Вел. Устюг Вологодской обл.
МОСКОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (ныне Патриаршее подворье), находится в Москве на ул. Варварке
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (С.-Петербургской и Ладожской епархии)
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА С-Петербургской митрополии
АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Москве на лев. берегу Яузы, осн. ок. 1358 г.